Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями) МАДОУ № 5
к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования (АООП ДО) детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Программа) отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, основывающееся на психолого-педагогических и медико-социальных закономерностях развития детства. При этом детство рассматривается как уникальный и неповторимый этап жизни ребенка, в котором закладываются основы для его личностного становления, развития способностей и возможностей, воспитания автономии, самостоятельности и дальнейшей социализации.
Данная Программа соответствует требованиям Стандарта, адресована всем участникам образовательных отношений, участвующим в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и охватывает все основные образовательные области в семи возрастных периодах (от 1.6 лет до 7/8 лет).
В Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы. В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличительной особенностью данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий с профильными специалистами, а также на формирование эффективных детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.
Задачи обучения ориентированы на онтогенетические закономерности и возрастные особенности нормативного детства. При этом на каждом этапе обучения учитываются индивидуальные возможности обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), чье развитие протекает в условиях «смещенного сенситива».
Цель программы – разностороннее развитие личности ребенка с нарушениями
интеллекта с учетом степени интеллектуального нарушения, а также с ориентиром на его особые образовательные потребности с целью его дальнейшей социализации и адаптации в среде сверстников.
Основными задачами коррекционно- педагогической работы являются:
− охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей с умственной отсталостью, их эмоционального благополучия;
− обеспечение коррекции нарушения развития у детей с умственной отсталостью;
− оказание детям квалифицированной помощи в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
− создание условий для всестороннего развития ребенка умственной отсталостью в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с умственной отсталостью;
−формирование способов усвоения дошкольником с нарушением интеллекта опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающее действительности;
− формирование у детей с умственной отсталостью знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
− развитие познавательной активности, всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;
− подготовка детей к школьному обучению.